07.11.2019

Фарфор в Китае имеет долгую историю. А керамика, как таковая, и вовсе уходит в эпоху Неолита. Первый зеленый фарфор, более известный как селадон, появился с развитием керамики на раннем этапе династии Шан (1783-–1134 гг. до н.э.).

Время правления династии Сун (960–1279 гг. до н.э.), следовавшее за династиями Хань и Тан, было периодом подъема, во время которого керамические печи распространились по всей стране со своими местными особенностями в каждом из регионов.

Из них «пять знаменитых печей» являются самыми известными.

Оглавление

Печь Гуань (кит. 宫)

Печь Цзюнь (кит. 钧)

Печь Жу (кит. 汝)

Печь Дин (кит. 定)

Печь Гэ (кит. 哥)

Печь Гуань (кит. 宫)

В переводе с китайского, «Гуань» означает «государство». Печь Гуань была государственной и использовалась исключительно при производстве высококачественного фарфора для императорской семьи и двора.

Эта печь преимущественно использовалась для производства тарелок.

Существовало два типа печей Гуань, которые соответствовали определенной династии. Печь Гуань Северной Сун, которая находилась в городе Бяньцзин (ныне Кайфен) провинции Хенань, и печь Гуань Южной Сун, находившаяся на юге Китая, в Ханьжоу провинции Жецзин. Ею гордились, как источником лучшей селадоновой керамики в Китае. Северно-сунскую печь Гуань характеризовали крепкий и гладкий отделочный слой, а также ясная и блестящая глазурь. Для южносунской печи Гуань были характерны ярко-зеленая, серая или желтая глазури.

Как правило, на поверхности такого фарфора было много трещин; верхние края обладали фиолетовым оттенком, а нижние были тёмно-железного цвета. Такой окрас описывали фразой «фиолетовый рот, железная стопа».

Эта печь по преимуществу использовалась при производстве мисок. Тарелки, бутылки и сосуды для мытья были, как правило, простыми и элегантными.

Печь Цзюнь (кит. 钧)

Печь Цзюнь находилась на территории нынешнего Багуадуна (в пер. с кит. «Пещера восьми диаграм») в провинции Хенань. Цвет глазури Цзюньского фарфора был обычно небесно-голубого или лунно-белого цветов. Обжиг в печи Цзюнь также создавал весьма необычный медный цвет с помощью особого процесса под названием «очаговое превращение», во время которого отделочный слой обливался обогащённой медью глазурью. При этом медный цвет очень капризный к состоянию печи, поэтому малейшее изменение температуры могло значительно изменить его оттенок.

Пиала благородного медного оттенка.

Медный цвет был в большом почете у Сунской аристократии, хотя фиолетовый и абрикосово-розовый также пользовались популярностью. Метаморфозы цвета создавали на фарфоровых сосудах разные натуральные рисунки, некоторые из которых напоминали горы в тумане, другие зелёный бамбук, а третьи — водопады в долинах. У представителей интеллигенции этот эффект называли фразой «один цвет в печь, десять тысяч из очага».

Печь Жу (кит. 汝)

Для опоры сосудов при обжиге в печи Жу использовались обвязки (тонкие кусочки материи для фиксации), чтобы слой гладкой стекловидной глазури мог покрыть изделия целиком от горлышка до основания. Фарфоровые изделия Жу обладали толстой глянцевитой глазурью с легким оттенком тёмно-синего и были полностью покрыты множеством маленьких декоративных трещин.

Жу Яо всё ещё высокого ценится среди любителей китайского чая.

При создании селадона в печах Жу пристально следили за восстановительным пламенем и уровнем железа в необработанном материале.

Печь Жу функционировала лишь несколько десятилетий. Она была закрыта после победы династии Цзинь над династией Северной Сун в 1127. Именно поэтому фарфор Жу начал высоко цениться уже при следующей династии Южной Сун.

Печь Дин (кит. 定)

Строительство печи Дин началось при династии Тан (618–907) и закончилось при династии Юань (1271–1368). В эпоху династии Сун эта печь использовалась преимущественно для производства белого фарфора. Для создания отделочного слоя использовалась прочная белая глина, а белая глазурь — для чистового покрытия. Распространенными методами украшения были высечка, рисунок и набойка. В ранней этап Сунской династии узоры были довольно незатейливыми, но к концу Северной Сун, рисунки стали куда более сложными. Часть фарфоровых изделий поставлялась к Императорскому двору.

Белый фарфор Дин.

Помимо белой глазури в печи Дин также использовалась зелёная, черная, коричневая и другие глазури. В результате стекания глазури по поверхности сосуда, на фарфоре периодически появлялась так называемая «падающая слеза».

Печь Гэ (кит. 哥)

Печь Гэ была построена в уезде Лютянь провинции Чжэцзянь Сунским мастером Чжан Шэньги. Фарфор печи Гэ принадлежит селадоновому типу и имеет особую глазурь и форму. Серый или чёрный оделочный слой обливают глазурью как с наружной, так и с внутренней стороны. Светлая и равномерная глазурь была покрыта множеством трещин. Считается, что однажды Чжан Шэньги случайно охладил печь раньше времени, а фарфор был еще слишком горячим. В результате такого резкого охлаждения на глазури образовались трещины, которые заполнили разноцветной глазурью. Так был создан новый вид глазури.

Характерные трещины фарфора Гэ сложно спутать с другими.

При постукивании фарфор Гэ издает чистый звук. Форма изделий получается элегантной и приятной.


Виталий Вараюнь для Art of Tea.

Перевод статьи “Five Famous Kilns in the Song Dynasty” By Wang Nan.

Теги: чайная посуда, чайная культура