Уезд Цзяньшуй, в китайской провинции Юньнань, ещё со времён династии Сун (960 — 1279 гг.) известен своей керамикой. Здесь создавали не только чайную посуду, но и множество других изделий, начиная с простой домашней утвари до сложно декорированных изысканных предметов интерьера и посуды. Про местную глину говорят:
建水紫陶: «坚如铁、明如水、润如玉、声如磬
Цзяньшуй Цзытао (фиолетовая керамика из уезда Цзяншуй): твердая как железо, чистая как вода, жирная как нефрит, звонкая как цин.
В июле 2008 г. Государственный Совет КНР придал керамике из Цзяньшуй статус «нематериального культурного наследия» (非物质文化遗产) второй степени. Как видите, уже более 10 веков местную керамику высоко ценят по всему Китаю. В чём же её ценность? Давайте разбираться.
Оглавление
— Ручная работа с вниманием к деталям
Местная глина: в чём секрет
Здешние мастера использует исключительно местную глину с особенным минеральным составом. В ней содержится большое количества железа, которое обуславливает плотность предметов. Также это дарит местной керамике глубокие, насыщенные цвета тёмных оттенков: красновато-коричневых, каштановых, пурпурных и чёрных.
В начале производства добытое сырьё измельчают и просушивают. Измельчённые глины разных цветов смешивают в различных пропорциях для получения нужного цвета, фактуры и пластичности. У каждой мастерской свои рецепты, поэтому изделия разных мастеров не похожи друг на друга. После этого вымачивают и отфильтровывают от ненужных примесей.
Дальше идёт самый трудоёмкий этап. Вымоченную глину нужно хорошенько размять, чтобы избавиться от лишнего воздуха и сделать глину прочной. Малейший пузырёк воздуха может привести к тому, что изделие лопнёт прямо при обжиге или от неосторожного движения при использовании. Процесс напоминает замешивание очень тугого теста и также делается полностью вручную. Лишь после этого можно приступать к созданию предмета — в нашем случае это чайник.
Ручная работа с вниманием к деталям
Все чайники, даже серийные, делают только вручную на гончарном круге: заливка в готовые формы местными мастерскими не используется. За основу берут классические формы из Исина, но в собственном, авторском прочтении. Для украшений используются мотивы из традиционной китайской живописи или каллиграфии, а также авторы вдохновляются природой. Любимые приёмы мастеров из Цзяньшуй — это резьба по сырой глине и аппликация глинами разных цветов.
Резьбу создают в 2 этапа:
Роспись под резьбу. Тонкой кистью автор наносит чернилами рисунок на поверхность ещё сырого изделия. Дальше по нему будет проходить резьба. Для этого нужно в совершенстве владеть каллиграфией и приёмами традиционной живописи. Роспись чайника в полной мере проверяет мастерство владения кистью и способность правильно организовать композицию на сложной форме чайника. Поверхность необожжённой глины очень скользкая и полна влаги, поэтому художнику необходимо правильно рассчитать количество чернил при нанесении орнамента. К тому же наклон кисти должен соответствовать изгибу керамики, чтобы не исказить пропорции будущего рисунка.
После росписи кистью наступает очередь резьбы ножом. Здесь важна точность, аккуратность и море терпения. Если мастер нетерпелив, то линия резьбы будет неровной и весь предыдущий труд пойдём насмарку.
Затем делают аппликации по сырой глине, часто с добавление глины других цветов. Современные мастера начали использовать цветные вставки на основе смеси глины с минеральными красками.
Готовые изделия обжигают либо в современных электрических/газовых печах при температуре 1000-1300℃, либо используют до сих пор действующие старинные Драконьи печи. Цзяньшуйская глина очень мягкая, поэтому усадка готового изделия может достигать 20%. Из-за этого придать форму утвари так сложно: в ходе обжига она может легко измениться. Многие изделия не проходят этот этап: менее половины чайников доходят до покупателей.
Цены на чайники из Цзяньшуй довольно высокие, ведь это сложный, полностью ручной труд на каждом этапе производства.
Визитная карточка керамики из Цзяньшуй — полировка. Цзяньшуйскиие гончары говорят, что «настоящая керамика получится лишь благодаря полировке». Её производят с помощью большого количества шлифовальных инструментов и абразивных паст. Полировка придаёт местной утвари узнаваемый чарующий блеск и отличает местную керамику от любой другой.
Рассмотреть мастеровые чайники из Цзяньшуй
Какой чай заваривать
Такие чайники особенно хорошо раскрывает любой местный чай — пуэры и красные чаи. Их глубокий, сложный вкус яркий раскроется благодаря толстым, пористым стенкам, которые долго держат тепло. Если же вы хотите заваривать нежные уишаньские и гуандунские улуны, то присмотритесь к изделию с более тонкими стенками.
Это очень быстрые чайники, всегда с хорошо притёртой крышкой, красивой струёй и аккуратным ситом. Нарабатываются медленно. А хорошо сделанный слив отличается высокой скоростью и предсказуемостью.
Как ухаживать за чайником
Здесь актуальны всё те же правила, что и для любых глиняных чайников. Подробно такой уход за глиняным мы расписали здесь.
Если вкратце, то не забывайте сразу же после чаепития вытряхивать из него заварку и тщательно мыть специально отведённой для этого губкой без моющих средств. После того, как чайник высохнет и перед тем, как поставить его на полку с чайной посудой, тщательно протрите чайник сухим полотенцем. Уберите следы засохших капель, уделите внимание стенкам чайника.
Натирать чайник сухим полотенцем особенно полезно для цзяньшуйского чайника: со временем его и так полированная глина наработается и станет мягко блестеть, словно живой камень.
Чайник из Цзяньшуй является хорошей альтернативой исинской керамике, а также прекрасным дополнением коллекции. Вы можете смело подарить его любителю красного чая или пуэров: он буквально создан для этих сортов.
Пейте хороший чай и оставайтесь хорошими людьми!