Цзиндэчжэньский фарфор — это одно из самых изысканных и ценных произведений искусства, которое развивалось в Китае в течение многих веков. Он олицетворяет высочайшее мастерство и традиции, которые передаются из поколения в поколение, и продолжает вдохновлять людей по всему миру. В этой подробной статье мы рассмотрим историю, особенности, техники и значимость Цзиндэчжэньского фарфора.
Оглавление
— Чем знаменит фарфор из Цзиндэчжэнь
— Что заваривать в цзиндэчжэньском фарфоре
Чем знаменит фарфор из Цзиндэчжэнь
О фарфоре из Цзиндэчжэнь говорят: «白如玉, 明如镜, 薄如纸, 声如磬». Это переводится как «белый как нефрит, ясный как зеркало, тонкий как бумага, звонкий как гонг». Высокое качество самого фарфора, уникальные, неповторимые узоры глазури и сложная ручная роспись — вот за что ценят местную керамику.
Цзиндэчжэнь (кит. 景德镇) — город в провинции Цзянси, который славится своей богатой историей и производством фарфоровых изделий. Это один из главных центров производства фарфора в Китае, а в местном музее демонстрируются как древние, так и современные технологии. На сегодняшний день считается фарфоровой столицей мира и даже носит титул Цы Ду (кит. 瓷都, пиньинь cídū, пер. столица фарфора).
В 2006 году керамика из Цзиндэчжэнь была признана национальным достоянием Китая. Полюбоваться изысканным цзиндэчжэньским фарфором можно не только в музее, но и на полках нашего магазина.
История фарфора
Цзиндэчжэньский фарфор имеет богатую историю, которая началась во времена династии Северная Сун (960–1127 гг.). В эпоху династии Юань (1271–1368 гг.) местная керамика достигла пика своего развития и привлекла внимание императорского двора и знатных кругов. Именно в этот период появились изделия с синей кобальтовой росписью, которая до сих пор является символом китайской росписи на посуде.
Хотя город находится вдали от основных торговых маршрутов, цзиндэчжэньский фарфор стал популярным благодаря реке Янцзы. Она обеспечивала удобную навигацию и быструю доставку гончарных изделий в Пекин и другие районы Древнего Китая.
Город также обладает огромными запасами речного каолина, белой глины, которая используется при производстве цзиндэчжэньской керамики. Кроме того, местные горы предоставляют возобновляемый запас древесины для гончарных печей. Упоминания о гончарном ремесле на территории современного Цзиндэчжэнь можно найти ещё с времен династии Лю (206 до н.э. – 220 н.э.).
Цзиндэчжэньская керамика продолжает подтверждать свой статус лучшей в мире. В 2005 году сине-белая фарфоровая ваза эпохи Юань была продана на аукционе за 14 000 000 фунтов стерлингов.
Техника и ручная работа
Процесс создания Цзиндэчжэньского фарфора включает множество сложных и трудоемких техник, которые требуют высокого мастерства и опыта. От начального моделирования до конечной отделки, каждый этап процесса выполняется вручную с использованием традиционных методов и инструментов. Ручная работа и внимание к деталям играют важную роль в создании каждой уникальной работы искусства.
Важно отметить внешний вид изделий из Цзиндэчжэнь, который всегда вызывает восхищение. Это объясняется использованием особой глазури, которая существует только в этом городе. Каждое производство имеет свои фирменные глазури, состав которых хранится в секрете, так же как и тонкости самого производства. Многие керамисты со всего мира заказывают глазурь для своих изделий именно из Цзиндэчжэнь. Благодаря огромному разнообразию глазурей и длительным высокотемпературным обжигам, получаются яркие и неповторимые произведения искусства. Каждая пиала или чайник имеет свой индивидуальный глазурованный рисунок, что добавляет этой посуде еще больше привлекательности.
Интересно отметить, что рисунок наносится после обжига, а не до него, как обычно. Весь процесс рисования делается исключительно вручную художниками. Для создания традиционных мотивов мастера используют множество кистей. Время, затрачиваемое на роспись, может варьироваться от 10 минут до нескольких часов, в зависимости от сложности. Картины, созданные на пиалах, чайниках и гайванях, обладают невероятной красотой.
Важно отметить, что ручная роспись сама по себе не является единственным признаком высокого качества изделия, так как можно вручную расписать и низкокачественный фарфор. Однако престижные заводы обычно придерживаются традиции ручной росписи, что подчеркивает их приверженность высокому качеству и уникальности каждого изделия.
Китайское фарфоровое производство в Цзиндэчжэне стало основой для российского фарфора, когда в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны была основана первая мануфактура по производству фарфора. Это стало возможно благодаря учёному Дмитрию Виноградову, который взял за основу гжельскую глину.
Традиционная цветовая гамма китайского фарфора часто состоит из синих и белых оттенков, и у этого есть историческое объяснение. В древности широко использовалась подглазурная роспись, которая наносилась на изделие после первичного обжига при относительно низкой температуре. Затем поверх росписи наносилось прозрачное стеклообразное покрытие и происходил окончательный обжиг. Однако не все краски могут выдержать температуру выше 1300°C, в то время как кобальтовая синяя краска может, и поэтому она часто использовалась.
Тем не менее, существует также надглазурная роспись, при которой краски наносятся на полностью обожженный фарфор. В этом случае краски могут быть практически любого цвета. Хотя рисунки в синей гамме до сих пор преобладают, это больше связано с классической эстетикой и традицией.
Таким образом, традиционная сине-белая гамма китайского фарфора обусловлена историческими технологиями и ограничениями красок при обжиге. Несмотря на это, существует возможность использования разнообразных цветов при надглазурной росписи. Однако синий цвет до сих пор остается популярным и символическим в мире китайского фарфора.
Что заваривать в цзиндэчжэньском фарфоре
Цзиндэчжэньский фарфор, применительно к чаю, обладает рядом важных преимуществ преимуществами. Например, отличие от исинской глины, он не влияет на вкус чая и не накапливает его ароматы. Это означает, что вы всегда получаете чистый и оригинальный вкус чая, который задумал его создатель. Это возможно, потому что местная глазурь не имеет пористой структуры. Вам не нужно нарабатывать чайник из Цзиндэчжэнь под определенный вид чая. Сегодня вы можете заварить в нём шу пуэр, а завтра — Те Гуаньинь, не потеряв во вкусе.
Тонкий фарфор идеально подойдёт для деликатных, нежных сортов чая. Однако изделия из этой местности бывают разные. Вы вполне можете найти и чайник со средней толщиной стенок превосходного качества. Он будет дольше держать тепло и подойдёт для заваривания более ферментированных видов чая: насыщенных шу пуэров или ярких красных.
В большинстве случаев чайники из Цзиндэчжэнь быстрый слив, который не даёт чаям перезавариваться. Например, с медленным сливом есть риск перезаварить зелёный чай и получить горький, терпкий вкус. Также местные мастера дарят своим чайникам сито формы Цю Кун (кит.球孔, пиньинь qiu kong). Это округлое сито с множеством отверстий. Благодаря ему носик чайника никогда не забивается, даже если вы завариваете мелколистовой гунтин или нежный Цзинь Цзюнь Мэй.
Ещё одна особенность таких чайников — небольшой люфт крышки в пределах 1 мл. Фарфоровые чайники не имеют идеально притёртых крышечек, как у исинцев, является недостатком. Цзиндэчжэньский фарфор ценится не за это.
Заваривание чая в цзиньдэчжэньском чайнике = чистый настой и вкусный чай без горечи.
Если говорить исключительно про чайную утварь, то цзиндэчжэньская керамика также используется для создания пиал и гайваней. Они усилят аромат и раскроют потенциал чая на максимум. Особенно это важно для улунов. Стоит всего раз заварить Дань Цун в цзиндэчжэньском фарфоре, чтобы сразу же понять всю прелесть керамики из этого региона.
Как ухаживать за фарфором
Изделия из фарфора более неприхотливые, чем из глины, но всё же нуждаются в грамотном уходе. Если кратко, то вот несколько основных правил:
- Не используйте химические моющие средства. У чайников и пиал из фарфора всегда остаются небольшие пористые участки, например тонкий ободок на донышке. Они не нарабатываются во время чаепития, но могут впитать едкий запах моющего средства.
- Избегайте использования абразивных средств, например, соды. Со временем она превратит вам блестящий, глянцевый чайник в матовый и мутный.
- После чаепития сполосните чайник / гайвань, мягкой тряпочкой ототрите пятна от чая и оставьте сушиться с открытой крышкой. В большинстве случаев этого будет достаточно.
Подробно про уход за изделиями из фарфора вы можете прочесть в этой статье.
Юлия Зигитбаева для Art of Tea
Пейте хороший чай и оставайтесь хорошими людьми!