Поддержка
19.05.2023

Город Исин по праву заслуживает звание столицы гончарного промысла. Главный центр изделий из прочной глины известен на весь мир высоким качеством и изящным исполнением предметов прикладного искусства. Жемчужиной Исина являются чайники из исинской глины.

Природа их успеха — тысячелетняя история преемственности лучших производственных решений. В этой статье мы рассказываем про ключевые исторические периоды становления города мастеров.

Историческая справка

Исин (кит. упр. 宜兴) является одним из важных мест зарождения доисторической культуры. Он расположен в 100 км к западу от Шанхая, на западном побережье острова Тайху (кит. 太湖, пиньинь Tài Hú).

По данным исинского городского музея керамики, уже 5000 лет назад на этих землях предки исинов оставили следы своих трудов. 

Плодородная земля, усеянная холмистыми горами, реками и озёрами, благоволила началу гончарного промысла. В ходе передвижения грунтовых вод смещались русла рек, появлялись новые озёра и высыхали старые, лишаясь притока. Вероятно, первые месторождения были обнаружены людьми в результате схода пород. Даже в наше время это явление обнажает новые уникальные разновидности окаменевшей глины, например — Цзян По Ни (кит. 降坡泥, пиньинь Jiang Po Ni) — глина, упавшая со склона.

Первые месторождения были открыты к югу от Исина, в старых горах Дин и Шу. Сейчас это место известно как гончарный город Диншу (кит. 丁墅, пиньинь Ding Shu). Появление каменной глины стало визитной карточкой г. Исин.

Какая исинская глина самая крутая

Исин не единственное месторождение подобных глин, но в нашей истории ценится именно навык отбора материала высочайшего качества. Исинская глина соответствует этому званию.

Её называют Цзы Ша (кит. 紫砂, пиньинь Zi Sha) — пурпурно-фиолетовый песок. Это общее название ряда глин, добываемых в горах Хуанлуншань и Цинлун.

Три основных разновидности: Цзы Ни — фиолетово-пурпурная глина, Бэньшань Люй Ни — кремово-белая и Чжу Ни — красная. Первые две находятся вместе в недрах гор Хуанлуншань, а последняя — в Чжаочжуншань.

Чайники от мастерской Иньчэнь отличаются большим разнообразием оттенков глины.

За уровень окраса отвечает оксид железа: чем его больше, тем насыщеннее цвет. Диоксид кремния и алюминия сильнее всего влияют на окисление. Оксиды железа и кальция, а так же диоксид титана катализируют восстановительные процессы в чае. Высокое содержание каолина и слюды — основа мелкодисперсной структуры. Такая глина вязкая, пластичная в процессе изготовления, а черепок после спекания становится плотным и пористым, позволяя глине дышать и при этом не пропускать воду. Тонкие стенки и химический состав буквально оживляют чайный настой, открывая новые измерения вкуса. Не удивительно, что долгое время посуда из Исина использовалась для хранения пищи и вина.

Драконья печь — Лун Яо. Как обжигали 3000 лет назад

Около 3500 лет тому назад, в середине правления династии Шан, была придумана конструкция печи для обжига тонкой, изящной и крепкой керамики. Это Лун Яо (кит. 龙窑, пиньинь Lóng yáo) или драконья печь — дровяная печь полунепрерывного действия. Знаменательное изобретение, которое повлекло коммерческий рост и масштабирование керамической отрасли, а так же стало техническим стандартом производства изделий из глины более чем на 3000 лет.

С уверенностью можно заявить, что драконья печь стала определяющим фактором появления множества предметов быта Китая, в том числе и исинских чайников.

Особенность её проста до гениальности: отсутствие дымохода. Китайская пословица гласит: «Печь с дымоходом — дрова на ветер».

Печь представляла собой вытянутую конструкцию, расположенную на подъёме холма с углом около 23 градусов. Всегда располагалась по направлению с юга на север. Из кирпичей строился арочный тоннель, в среднем пятнадцати метров длины, от двух до трёх метров ширины и двух метров высоты. Туннель расширялся кверху, обеспечивая сквозную тягу и контролируемое распределение температур.

Печь Лун Яо.

Будто лежащий на пологом склоне дракон, печь аккумулировала в себе жар массивной дровяной закладки и обладала выдающейся вместимостью. Короткий обжиг в небольшой печи длился сутки, но обычно приготовление и охлаждение длились несколько дней.

Над печью устанавливали навес, покрытый черепицей, для защиты от осадков, а сама конструкция состояла из трёх частей:

  1. Голова дракона — главная топка, основание конструкции и самая узкая её часть. Сделано этого для максимальной концентрации жара в основании и правильного распространения тепла наверх.
  2. Тело дракона — место, куда закладывали заготовленные изделия. В потолке и стенах имелись отверстия, Чешуя дракона. Через них подкладывали дрова и сосновые ветки, а так же следили за цветом пламени, определяя его температуру. По бокам были проделаны двери, для загрузки и выгрузки изделий.
  3. Хвост дракона — выходное отверстие, куда за счёт тяги поднималась наибольшая температура. В хвостовой части печи с торца расположена противопожарная стена, которая удерживает пламя в самой печи. Там обжигались самые крупные изделия из наиболее крепкой глины. Сама вытянутая конструкция печи является дымоходом.

Запуск драконьей печи — грандиозное событие, к нему готовятся несколько недель. Для эксплуатации требуется огромное количество дров, времени и людей. Печь надо приготовить, отчистить от золы, привезти дрова, собрать изделия на обжиг со всей округи.

Розжиг начинали в голове дракона. Для этого используют уголь, далее пламя подпитывают дровами. Сжигание угля длится около 20 часов. Когда температура достигает 400 градусов, на спине дракона вспыхивают сосновые ветки и через чешуйки с обеих сторон печи-дракона загораются дрова . В каждой чешуйке сгорает примерно 100 кг дров, минимальная температура — 1170 градусов.

Отличительная черта такого обжига — это характерный градиент изменения цвета, блестящая корка и «огненные шипы», образующиеся при сплавлении оксида железа. Они придают изделию уникальный внешний вид и ощущение древности. А неоднородность и непредсказуемость результата сподвигла мастеров исинской керамики на творческие эксперименты и поиски лучшего материала, который бы сохранял целостность и элементы оформления.

Настоящая дровяная Драконья печь в Исине на сегодняшний день всего одна. В свое время исинские чайники, обожженные в Драконьих печах, отправлялись в Нанкин, Южную столицу. Именно там сосредотачивалась вся культурная элита, способная оценить уровень таких изделий.

IV век до нашей эры: Князь красной керамики

2400 лет назад изобретение метода обжига тонкой глины в Исине стало переломным моментом во всем гончарном деле древнего Китая. На протяжении пары тысяч лет это было актуально, так как тонкая глина — надёжный и дешёвый материал для хранения продуктов.

Чайник классической формы из глины Чжу Ни (кит. 朱泥).

По легенде начало производству было положено за 400 лет до нашей эры, когда крупный чиновник из государства Юэ по имени Фань Ли создал здесь мастерские, за что получил прозвище Князь Красной Керамики (кит. 陶朱公, пиньинь Táo Zhūgōng). После освобождения из плена в царстве У он оставил государственную деятельность и покинул Фэн Хуан (кит. 凤凰, пиньинь Fènghuáng). Сев на лодку в компании красавицы Си Ши (кит. 西施, пиньинь Xī Shī), он растворился в тумане озера Тайху, где и начал новую жизнь. Имея опыт управленческой деятельности, он организовал первые мастерские и сделал Исин городом мастеров.

Сунский период и экспорт

В Сунский период (IX–X в. н. э.) в районе Исина активно использовались 16 драконьих печей, в которых за один раз могли обжигаться тысячи изделий. Чайная культура уже стала достаточно популярной, однако, чай измельчали в порошок и взбивали его до образования глянцевой пены в тонкостенных глазурованных пиалах, которые производились в Хэнани. Воду для чая по-прежнему кипятили в медных и серебряных чайниках.

В основном в Исине производилась утварь для дома, посуда, сосуды, кирпичи и черепица. Многие формы предметов того времени обрели своё воплощение в чайниках. Активный экспорт в прилегающие страны и массовое производство подготовили Исин к популярности листового чая.

Ветер перемен. Маленький минский чайник.

Чайная традиция не стояла на месте, и ко времени династии Мин стало популярно пить цельнолистовой чай. Поскольку для правильной экстракции некоторых видов чая высокая температура посуды и настоя должна сохраняться дольше, потребовались новые решения, и Исин был готов их предложить.

В начале XVI века монах из храма Цзиньша в Наньшане, недалеко от Исина, наблюдал как гончары изготавливают глиняные кувшины в печи возле храма. Однажды он взял кусок глины, смял его в шар, вычерпал глину ложкой из центра, приделал носик и ручку и обжёг сосуд в печи. Поскольку этот первый чайник был сделан вручную без инструментов, говорят, на поверхности чайника остались отпечатки.

Монахи очень ценили чай, так что логично, что один из них и изобрёл идеальный сосуд для его приготовления. Знать также познакомилась с этими чайниками в ходе общение с монахами.

Гун Чунь (кит. 龔春, пиньинь Gong Chun) — классик, его называют отцом чайника. Он ещё мальчиком попал в храм Цзиньша, ходил у тех же печей, где старый монах придумал чайник. Гун Чунь попробовал себя в гончарном мастерстве и пошёл к монаху в ученики. Он первым начал создавать удивительные чайники со сложным декором. Особенно знамениты чайники формы гриба долголетия, форму так и назвали — Гун Чунь. Чайники тут же стали популярны среди высокопоставленных чиновников и знати, их покупали на подарки и слава пошла в народ. Так исинские чайники обрели форму и имя.

В XVI веке появились и другие мастера: Дун Хань (кит. 董翰), Чжао Лян (кит. 趙梁), Юань Чан (кит. 元暢) и Ши Пэн (кит. 時朋). Они вошли в историю как Четыре Великих Мастера (кит. 四大家). Чжао Лян прославился изобретением чайника с высокой ручкой, теперь такие чайники называют его именем.

В династию Цин (1644-1911 гг.) искусство фиолетового песка достигает высочайшего уровня. Известные мастера: Чэнь Минюань (кит. 陈鸣远), Ян Пэннянь (кит. 楊彭年), Чэнь Маньшэн (кит. 陈曼生), Шао Дахэн (кит. 邵大亨).

Итоги

К появлению Чайника из Исинской глины привела цепь событий описанная выше. От первых поселенцев до общественных и культурных перемен тянется неразрывная нить, по которой проходит путь к приготовлению идеальной чашки чая в идеально подходящей для этого посуде.

Таким образом, доступные сегодня чайники различных цветов и форм, с визуальным оформлением, тонким исполнением и выверенностью функциональных элементов являются продуктом изысканий многих поколений.

Приятный материал, деликатное дизайн, выверенные пропорции и термодинамические характеристики образуют целый культурный пласт, мимо которого нельзя пройти, вступив на чайный путь.

На примере одного города мы видим опыт всей китайской традиции, который отражается во вкусе, трудолюбии, поколенческой преемствености, результат которого преодолел все границы и дошёл до наших чабаней в лучшем виде.

Справочные материалы для самостоятельного изучения:


Михаил Фоминых для Art of Tea

Теги: чайная культура, чайная посуда