Когда английская королева Виктория попробовала местный чай, она была в восторге от его нежного аромата и «танцующих» чаинок. Европейские аристократы держали такой улун в жестяных ларцах с гравировкой и замком, а ключ хранился у хозяйки дома, чтобы она заваривала чай для господ по особым поводам. В какой-то момент чай отсюда стал конкурировать с «Lipton», а позже стал популярен во всем мире.
Речь про тайваньский чай. В этой обзорной статье расскажем историю чая с Тайваня и вехи его развития.
Оглавление
— Как шотландец тайваньский чай продавал
— Улун с Формозы выходит на мировой рынок
— Чай — неотъемлемая часть жизни
Как шотландец тайваньский чай продавал
В XVIII в. на Тайване росли дикие чайные деревья и было небольшое количество чайных плантаций.
В 1865 г. шотландский торговец Джон Додд прибыл на Тайвань и был удивлен, как хорошо здесь растет чай. Он купил саженцы улуна в Фуцзяни и договорился с тайваньскими фермерами, что он купит урожай. Улун вырос. Додд привез чайные листья в Фуцзянь для обработки, а затем продал готовый улун в португальской колонии в Макао. Так и началась тайваньская история чайного производства.
Чай хорошо продавался. Додд построил первую тайваньскую чаеперерабатывающую фабрику в Ваньхуа. Впоследствии он перенес производство в Тайбэй. С тех пор этот портовый город стал ключевым центром в экспорте чая с Тайваня.
Если вы давно хотели попробовать тайваньский улун, то считайте это знаком Вселенной. По промокоду FIRSTTEA скидка 10% на первый заказ на artoftea.ru
Приятных чаепитий!
Улун с Формозы выходит на мировой рынок
В 1869 г. формозовский улун был доставлен в Нью-Йорк. Формоза — это устаревшее западное название Тайваня. Улун приняли положительно. Мир обратил свой пристальный взор на тайваньский чай. На полуостров стали приезжать многие западные и китайские торговцы чаем, чтобы основать свои фабрики. Холмы вокруг Тайбэя были превращены в чайные плантации.
Фермеры собирали и высушивали листья, прежде чем отправить их в Тайбэй для дальнейшей обработки. Рост числа чайных фабрик открыл много рабочих мест. В частности, для местных женщин. Им платили за сортировку чайного листа. Для многих женщин это было единственным шансом трудиться где-то кроме отчего дома и получать зарплату.
Вначале для доставки чая по всему миру использовались западные многопалубные суда галеоны, на которых доставка груза в Европу и Америку занимала до 6 месяцев. Тогда было придумано возить чай на компактных судах клиперах, предназначенных для быстрой перевозки грузов. Теперь плавание занимало 3 месяца. С приходом клиперов чайная индустрия стала стремительно расти.
Чайный кредит
Чайная торговля преобразовала город Тайбэй, а особенно район Дадаоченг. В середине XIX в. улицы заполнили около 200 чайных производств, а порт был полон кораблей. Торговля чаем была рискованным бизнесом и нуждалась во вложениях, и в это время здесь возник новый участник экономики: «мажен». Мажены давали кредиты производителям и торговцам. Предоставляя кредиты на коммерческую деятельность, они стали предшественниками современных банков.
Баочжун и подделки
В 1880 г. мировая экономика переживала спад. За несколько лет до этого на Тайване был введен налог на чайный лист, и улун стал очень дорогим. Оба этих фактора привели к практически полной приостановке продаж улуна. Тогда чайные торговцы изобрели новый вид чая. К сырью стали добавлять цветы некоторых видов жасмина, и получался новый чай с цветочным ароматом под названием баочжун. Он тоже стал экспортироваться.
Успехи в экспорте вызвали всплеск подделок, которые разрушали репутацию тайваньского чая. Тогда в 1889 г. губернатор Тайваня учредил Чайную ассоциацию. Она установила правила контроля качества чая, который экспортировался. Любая обнаруженная подделка немедленно сжигалась.
Чай продолжали покупать другие страны, и за годы с начала продаж тайваньского чая во внешний мир, объем экспорта вырос более чем в 100 раз. В 1865 г., когда Джон Додд начал бизнес, ежегодный экспорт тайваньского чая составил около 80 тыс. кг. В 1894 г. он был уже 10 млн. кг.
Японское влияние
В 1895 г. Япония взяла контроль над Тайванем. Место улуна занял черный чай. Почему так вышло? Во-первых, Япония производила свой зелёный чай. Конкуренты были не нужны. Япония поощряла тайваньских фермеров перейти с выращивания улуна на черный чай. Во-вторых, японцы планировали расширять производство чая, для чего засадили большие территории полуострова черным чаем.
Но даже в то время, пока японцы продвигали выращивание черного чая, тайваньский улун участвовал в выставках по всему миру и выигрывал премии. Например, тайваньский чай выиграл золотую медаль во Франции на Всемирной выставке в 1900 г. и первый приз в Италии на Туринском интернациональном конкурсе в 1911 г.
Тайваньский чай был синонимом высшего общества, его пили европейские аристократы. Чтобы соответствовать высоким международным требованиям, были построены «титестерские центры», куда завезли машины для скручивания чайного листа. Также был открыт институт по изучению чая. Японцы сформировали на Тайване серьезные ресурсы в плане экспертных кадров и базы для механизированного изготовления чая.
В 1928 тайваньская индустрия черного чая была захвачена японской компанией «The Mitsui Wamei». На тот момент самым большим продавцом чая в мире был «Lipton». «The Mitsui Wamei» стремилась обеспечить всю Японию и другие страны тайваньским черным чаем, и перестать покупать его у Индии и Цейлона. Она создала собственный бренд черного чая «Nittoh», который не только звучал похоже, но и призван был заменить «Lipton».
Японский системный подход к чайной индустрии поднял экспорт тайваньского чёрного чая и баочжуна. Баочжун продавался в Южной Азии, Индонезии, Таиланде, французских колониях во Вьетнаме, Филиппинах, Малайзии. А черный чай отправлялся в Роттердам, Копенгаген, Лондон. Это был третий по прибыльности экспортный продукт Китая, после тростникового сахара и риса.
Культура потребления чая развивалась и на самом Тайване. В 1930-х питье чая захватило Тайбэй. Для интеллектуальной элиты в лице ученых и литераторов было в моде приглашать друзей выпить чашечку чая в кафе.
Падение и подъём
Во время Второй мировой войны Штаты наложили экономическую блокаду на Японию и экспорт тайваньского чая в 1945 г. упал до нуля.
После войны тайваньской чайной промышленности пришлось оживать. В 50-х экспорт чая в Африку, на ближний Восток и Южную Америку стал основным источником иностранного капитала для полуострова. В 60-е работало довольно много фабрик, которые обзавелись машинами для всех этапов производства. Однако к 70-м нефтяной кризис и рост инфляции ударили по экспорту. Фокус сместился на внутренний рынок и обычных покупателей, которые не принадлежали к прослойке элиты.
В 1982 г. правительство приняло новую политику «возвращения чая фермерам». Это означало, что не только большие фабрики, но и мелкие фермеры могли изготовлять и продавать собственный чай. Так получили распространение маленькие семейные производства.
Чай — неотъемлемая часть жизни
К 80-м чай на Тайване окончательно перешел из разряда «роскоши» в часть повседневной жизни. В каждой семье пили чай.
Средний доход по Тайваню рос. Вещи и заведения для досуга заполняли жизнь. В этот период стали популярны чайные дома. Распространилась концепция «пути чая», которая подразумевала не только заваривание и питье, но также эстетику и состояние человека.
В середине 80-х на рынке появились лимонады, которые стали конкурировать с чаем. Для чая стали выдумывать новые упаковки и вкусы. Тогда на Тайване и появилось выстрелившее в мире напитков явление: bubble tea, представляющий собой чай с шариками тапиоки. В прессе он был назван «чаем нации» и к нулевым завоевал Европу и Америку.
Тайваньский чай прошел богатый путь от европейского чая класса «люкс» в XIX веке, упадка производства во время Второй мировой войны до укрепления чая на внутреннем рынке и открытия тренда bubble tea в 80-х. Чаю с Формозы удаётся оставаться популярным на весь мир и по сей день.
Пейте хороший чай и оставайтесь хорошими людьми!