Поддержка
20.01.2023

Росписи на китайской посуде служат не только украшением, но и несут некий символический смысл. В серии статей о росписях мы исследуем, какие смыслы скрываются за теми или иными изображениями на пиалах и гайванях.

Птицы — распространенный сюжет для китайской посуды. Интересно, что популярные в других культурах образы хищных птиц в китайских росписях представлены крайне скудно. Зато можно встретить почти все остальные отряды пернатых.

Оглавление

Ворон

Журавль

Сорока

Фазан

Лебедь и гусь

Утка

Ворон

Ворон (у) — в мифологических представлениях Китая — «птичий« облик солнца либо же чудесная птица, обитающая на солнце. В росписях он может встречаться летящим, показанным со спины, в профиль, или как фантастическая птица с головой человека. На протяжении истории ворон мог заменяться петухом, который также почитается как солярная птица, и сейчас встречается на посуде значительно чаще.

китайский ворон
Два мудрых ворона.

Журавль

Образ журавля активно использовался в даосской мифологии, где он получил специальное наименование "Священный журавль" (Сюаньхэ). Считается, что это птица, прошедшая череду трансформаций и достигнувшая возраста 10 000 лет. Журавль изображается на посуде в качестве символа бессмертия и благопожелания долголетия. В композициях нередко используется стая журавлей, слетающихся к сосне или расположившихся возле нее. Они отсылают к легендам о журавлях-сюаньхэ, отдыхающих под сенью чудесных деревьев бессмертия и танцующих на поляне среди волшебных грибов.

китайский журавль
Гайвань с золотыми журавлями.

Сорока

В Китае сорока считается посланницей богов, на что указывает термин, которым ее называют — Благовестная птица, Птица счастья. Связь сороки с высшим миром ярко прослеживается в мифе о Ткачихе и Пастухе. В нем влюбленные Пастух и Ткачиха (внучка небесной правительницы Ванму) не могут быть вместе, так как Ткачиха должна жить на небе, а Пастух на земле. Они видятся лишь раз в год, когда к Млечному пути прилетает стая сорок и образует мост, на котором могут встретиться возлюбленные. В благопожелательных композициях обычно изображается пара сорок — намек на миф о Ткачихе и Пастухе и пожелание встречи с любимым.

сорока
Задорная сорока на осеннем дереве.

Фазан

В китайской культуре фазан относится к числу опорных образов, представляющих мужское и женское начало. Фазан-петух — метафора Ян, а курочка — Инь. Фазаны ценились в Китае за красоту оперения и храбрость поведения, поэтому символическое толкование изображения с фазаном связывается с такими качествами, как решительность и противостояние трудностям.

Лебедь и гусь

Будучи перелетными птицами лебедь и гусь служат знаками весны и осени, а шире — олицетворением всего годового цикла. Также они символизируют одиночество человека, находящегося на чужбине, и ностальгию по дому, друзьям и любимым. Изображения лебедя или гуся, а нередко пары этих птиц стали пожеланием скорой встречи с близкими людьми, включая создание семейного очага. Помимо этого, лебедь является символом высоких моральных достоинств человека, а гусь ассоциируется с Буддой: одно из своих прежних рождений Будда провел в виде гуся.

Утка

Селезень и уточка — это популярнейшие символы взаимной любви и супружеского счастья. Роспись с утками и селезнями отсылает к крепким семейным традициям, а роспись в виде утки с утятами означает благопожелание к рождению детей.

Другие статьи из серии:

Пейте хороший чай из красивой посуды и оставайтесь хорошими людьми!

Теги: чайная посуда, чайная культура