Фан Гу (кит. 仿古) — название чайника переводится как «Подражание Старине». Похожий на древнюю реликвию, чайник несёт в себе дух ушедших эпох. Он был создан в XVIII веке, дорабатывался каждым следующим поколениям и подвергся забавной игре слов.
Антиквариат или барабан: история названия
Форма плоская и округлая, произошла от древнего боевого барабана Тун Гу. В него били на поле боя для воодушевления солдат. Появился этот инструмент во времена династии Хань и изначально был простой кастрюлей.
В давние времена люди, закончив прием пищи, переворачивали «тунгу» и били по нему. Позже, когда появились специальные горшки и сковородки для приготовления еды, «Тун Гу» стал музыкальным инструментом.
Медный барабан «Тун Гу» был одним из символов власти. Чем больше был барабан, тем выше был статус владельца. Некоторые экземпляры в диаметре достигали 60 см, весом до 75 кг. История циклична и по забавному стечению обстоятельств инструмент снова стал посудой.
Изначально Фан Гу (кит. 仿古) — «Подражание Старине», назывался Фан Гу (кит. 仿鼓) — «Имитацией Барабана».
В китайском языке часто один звук имеет несколько значений и написаний. Второе значение звука Гу — старина или раритет. Когда ученики повторяли форму, Фан Гу (кит. 仿鼓) «Имитация Барабана» сменилось на Фан Гу (кит. 仿古) «Подражание Старине». Хотя форма сильно не менялась, и в ней всё ещё угадывается древний инструмент.
3 великих мастера
Первым создателем формы считается выдающийся исинский мастер Шао Дахэн (1796-1850), уроженец деревни Шанъюань. Деревня Шанъюань — «Хорошее Место», где жили многие известные мастера Цзы Ша, такие как Хуэй Мэнчэнь, Чэнь Минъюань, Гу Цзинчжоу и другие.
Шао Дахэн, известный с юности, является мастером поколения после Чэнь Минъюаня. Его стиль славится своим очарованием, а многие работы просты, торжественны и необыкновенны. Множество известных форм вышло из под его руки, среди них: Дэ Чжун, Связка бамбука, До Цю и в том числе Фан Гу.
Когда Шао Дахэн создавал чайник его первоначальное намерение заключалось в том, чтобы корпус горшка имитировал форму барабана. Следующие поколения подражали этой форме и за ней закрепилось значение “подражание древности”.
В произведении «Теория чайника» Гао Си пишет: «Специальность Шао Дахэна — не только элегантность, но и умение подражать древним… Он стремится следовать за древними и даже превосходит их…»
Следующим популяризировал форму Чжао Сун Тин (кит. 赵松亭) по прозванию Дун Си (кит. 东溪) (1853-1934 гг.). Обучаясь ремеслу у мастера У Дачэна он повторил форму и развил её, сделав более её более плоской и упругой.
«Подражание Древности» была одной из любимых форм у Чэн Шоу Чжэня (程寿珍 1865-1939 гг.) по прозванию Бин Синь Дао Жэнь (кит. 冰心道人, пер. Чистый Человек Пути), признанного мастера, работы которого удостоены золотых медалей в Панаме в 1915 году и в Чикаго в 1932. В среде китайских искусствоведов принято считать, что именно он придал «Фан Гу» её классический вид и довел ее до совершенства.
Фан Гу: характеристика формы
Чайник обладает плоской и круглой формой, похожей на натянутый барабан нижней частью корпуса. Стык стенок с дном гладкий и упругий.
Крышка на невысокой горловине, сливаясь с корпусом чайника создаёт очертание эллипсоида. Ещё один эллипс — центральный, между крышкой и корпусом, его нельзя увидеть, но можно почувствовать. Кнопка-жемчужина приплюснута и повторяет натяжение формы чайника.
Ручка и носик симметрично загнуты в противоположные стороны, отражая друг друга подобно плечам чайника. Ручка напоминает ухо, с отгибом в виде мочки или без него. Элементы выполнены в бесшовной технике и сливаясь с чайником мягко сужаются к краям.
Кнопка, крышка и тело создают три последовательный окружности, а широкие плечи завершают композицию, приводя внимание к центральной части горлышка.
Как правильно заваривать чай в Фан Гу
У чайника внушительный вид. Центр тяжести распределён по площади, так что берясь за ручку ушко, ощущаешь его габариты. Стенка как правило толстая, а площадь покрытия чайного листа водой большая. Добавим сюда неспешный, тонкий и красивый слив от 10 секунд и получим идеальный чайник для шу пуэра. Он помогает раскрытию плотного вкуса для чая требующего высокой экстракции.