Чай. Сегодня это слово звучит для нас вполне привычно, согласитесь. Но возникал ли в вашей голове хоть раз вопрос: а как вообще человек смог систематизировать весь этот процесс?
И не просто систематизировать, а создать из этого настоящее искусство, без которого сегодня миллионы людей на нашей планете не могут представить свою жизнь. С момента открытия в Китае и до наших дней чай прошёл долгий и весьма нелёгкий путь. Сегодня я хочу вам рассказать о Лу Юе, человеке, который посвятил изучению культуры чая всю свою жизнь.
Труд всей жизни
«Чайный Канон» или «Ча Цзин» (кит. 茶經) — это колоссальный труд VIII века, посвящённый чаю.
Это произведение — первый в мире трaктaт, который был посвящён чайной традиции. Лу Юй стал тем человеком, которому удалось усовершенствовать искусство чаепития, исследовать все его свойства и создать культуру его употребления.
Такое серьёзное системное исследование по объёму сравнимо с работами, которые в наши дни выполняют целые команды в научных институтах. Над ним Лу Юй трудился 12 лет. А затем ещё несколько лет писал детальные комментарии к трактату.
Начиная своё произведение, Лу Юй нас предупреждает: «Если долго пить чай – окрылишься», – ведь для него это был не просто напиток, а поистине объект духовной практики.
В каноне детальное описана церемонии чаепития, это комплекс знаний о выращивании, обработке и регионах произрастания чая, инструментах и технике чаепития, а также о первых чайных традициях в Китае. Подробно описана посуда и чайные инструменты. По сей день книга служит проводником в мире знаний, которые помогают понять, почему чай – это не просто зелёные листья, замоченные в кипятке.
Биография
А теперь давайте чуть подробнее о жизни Лу Юя – поэта, писателя и увлечённого исследователя. Он родился в Цзинлине, провинции Фучжоу (современный Тяньмэнь провинции Хубэй). Жил он в эпоху династии Тан. Это период развития живописи, ремёсел, культуры. Лу Юй был сиротой, которого подобрали буддийские монахи и вырастили в монастыре.
Его учителем был монах по имени Цзигун. Он весьма трепетно относился к чаю и высадил огромное количество чайных деревьев вокруг монастыря. В дальнейшем Цзигун начал обучать маленького Лу Юя искусству выращивания и приготовления чая. К восьми годам Лу Юй уже умел варить чай. В те времена процесс происходил иначе, чем сейчас: чайные листья измельчали в порошок. Пили его активно, особенно перед долгими буддийскими практиками.
Хоть он и воспитывался в буддийском храме, но конфуцианство было ему ближе. Его не привлекала уединенная жизнь в отдалённом храме, а тяга к науке была сильнее, чем желание подняться по карьерной лестнице. Именно поэтому в 11 лет он решил убежать из монастыря и присоединиться к группе бродячих артистов. За всю свою жизнь он не служил ни при одном дворе. Путешествуя, Лу Юй видел, как живут разные слои населения, наблюдал за традициями и всевозможными способами приготовления чая.
В дальнейшем Лу Юй осел в провинции Хань Чжоу и стал структурировать информацию, которую накопил. К тому времени он уже написал отдельный труд, посвящённый добыче питьевой воды. Лу Юй отличался умом и талантом не только в искусстве чаепития. Он играл в юмористических пьесах и сам писал их.
Позже он получил признание Ли Ци-у, префекта Цзинлина, который помогал ему изучать конфуцианство.
К большому сожалению, хорошие времена оказались недолгими. Его учёба была прервана восстанием Ань Лушаня на севере, в результате которого император Сюаньцзун бежал из столицы Чанъань на юг, в Сычуань. Лу Юй был вынужден бежать вместе со спасавшимися от восстания в Хучжоу – южный регион, где традиционно выращивали чай.
Там он получил очень много полезной информации о выращивании, способах сбора и заваривания чая, а также подружился со знаменитыми поэтами, монахами, каллиграфами и государственными деятелями. И это не удивительно, потому что их всех объединяла безумная любовь к чаю. Там Лу Юй и написал тот самый трактат «Канон чая».
Лу Юй в «Ча цзин» указывал на наличие таких видов чая: «Чай, который пьют, бывает грубый, рассыпной, [в виде] пудры, [прессованный в виде] блина».
До конца дней учёный вёл отшельнический образ жизни. В Китае он почитается как чайное божество, Ча Шэнь (кит. 茶神). Его изображения и фигурки часто можно заметить в чайных домах и клубах.
Легенда о Лу Юе
Есть одна очень интересная легенда, согласно которой Цзигуна, того самого монаха, который его вырастил, пригласили в императорский двор учить придворных азам буддизма. Чай, который подавали при дворе, очень сильно разочаровал его. Однажды, отхлебнув предложенный чай, он ощутил прилив радости и сказал: «Этот чай приготовлен моим учеником Лу Юем! Он приехал!».
Это и правда был Лу Юй, которого специально вызвали во дворец заваривать для него чай.