Китайская чайная посуда и чайный упаковки зачастую декорируются различными росписями. Каждый символ имеет свой глубинный смысл. Китайская живопись вообще глубоко символична, принятый символизм используется и в жанре «цветы и птицы». Сегодня мы подробнее остановимся именно на цветах, которые не входят в список четырёх благородных растений.Однако их значение в культуре Китая не менее интересное.
Оглавление
— Лотос (кит. 荷花, пиньинь héhuā)
— Пион (кит. 牡丹, пиньинь mǔdan)
— Роза (кит. 玫瑰, пиньинь méigui)
— Нарцисс (кит. 水仙, пиньинь shuǐxiān)
— Сосна (кит. 松树, пиньинь sōngshù)
Лотос (кит. 荷花, пиньинь héhuā)
Лотос – один из самых узнаваемых образов в китайской живописи. С ним связано два символических значения.
Первое восходит к индо-буддийской традиции, где лотос относится к числу опорных символов Будды и Учения. Лотос-хэ – омоним понятия «мир», «согласие», которое может передавать как состояние душевно гармонии личности в контексте буддиских вероучений, так и счастье взаимной любви и согласие супругов. «Рвать лотосы» – распространенный в любовной лирике эвфемизм, означающий «мечтать о встрече с любимым».
Второе обусловлено национальными религиозно-мифологическими представлениями, наделяющими лотос эротической семантикой. Лотос-лянь почитается цветком, который воплощает наивысший расцвет жизненных сил и плодоностность природы.
Кроме того лотос ассциируется с ян и плодородием за счет наличия плодов-коробочек, наполненных семенами. В китайском языке они обозначаются тем же иероглифом, что и «ребенок». А сочетание «семена лотоса» является омонимом сочетания «рождение подряд сыновей». Все это сделало лотос популярнейшим символом и благопожеланием многочисленного мужского потомства.
Пион (кит. 牡丹, пиньинь mǔdan)
Пион считается «царем» всех цветов и символом знати, что находит отражение в его образных названиях «царь-цветок» и «цветок богатства и знатности» (кит. 富贵花, пиньинь fùguìhuā).
Пион также ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем, служа этаким «барометром» семейных дел. Есть примета. Если букет пионов. стоящий в доме, в течение долгого времени остается свежим: стебли сохраняют упругость, лепестки не вянут, значит, семье благоприятствует удача. Быстро увядающие пионы – предупреждение о грозящих неприятностях. Поэтому свитки с изображением пионов часто укаршают спальню молодожёнов, обещая долгий и счастливый брак.
Роза (кит. 玫瑰, пиньинь méigui)
Роза, королева цветов в западном мире, в Китае уступает этот титул пиону и приобретает иное значение. Образ розы связан с молодостью и свежестью. Китайская роза — это благоухание и процветание.
Отдельным значением наделяется чайная роза жёлтого цвета. Она символизирует победу. Именно такая роза является эмблемой столицы Китая Пекина.
Нарцисс (кит. 水仙, пиньинь shuǐxiān)
Нарцисс в Китае символизирует влюблённую пару и счастливый брак. Изображение чаши с нарциссами означает пожелание неувядающей жизни, любви, счастья и мира.
Также этот цветок является символом Нового года. Цветение нарцисса под Новый год считается в Китае добрым знаком, обеспечивающим счастье в наступающем году. Поэтому в Китае распространён обычай перед Новым годом выращивать нарциссы.
Прекрасные цветы не только изображают на свитках. В честь них также называют сорта чая. Например, Шуй Сянь Гао Шань – один из самых знаменитых и узнаваемых северофуцзяньских улунов.
Ива (кит. 柳, пиньинь liǔ)
С древних времен ива стала одним из любимых образов в поэзии Китая, она является символом скромной красоты и утончённости.
Ива — атрибут богини материнства Гуаньинь, символ красоты и доброты. Также китайской живописи ива воспринимается как символ женственности, она знаменует весну и прохладу в полуденный зной.
Сосна (кит. 松树, пиньинь sōngshù)
В китайских росписях очень часто встречается разновидность сосны (сун ИЕРОГЛИФ), которая растет в горах. В природе горная сосна нередко растет на вершине скалы над обрывом, обдуваемая всеми ветрами и в одиночестве. Под ней практически нет почвы. Крепкие корни уходят глубоко в горную породу, ствол невысокий, а ветви мощные и узловатые.
В символическом плане сосна выступает растением бессмертия и пожеланием долголетия, а также олицетворением благородной личности, которая неподвластна внешним невзгодам и отстранена от суетности. В даосской образности сосна представляется метафорой отшельнического уединения.
Справочные материалы для самостоятельного изучения:
Большой трактат о китайской живописи: статья в «КиберЛенинке»
Больше изображений и примеров: страница школы живописи «Две империи»